Главная » Статьи » История » Средние века

Арабский халифат
После смерти Мухаммеда его преемником (халифом) был провозглашен Абу Бакр, который правил в 632—634 гг. Религиозное и патриархальное правительство Медины было серьезно озабочено проблемой вовлечения племен в общие дела мусульманской общины и сбора с них налогов. Старый способ ослабления межплеменной напряженности — межплеменные войны — теперь исключался, а Аравия была перенаселенным регионом со скудными природными ресурсами.
В ту эпоху крупные державы Востока были ослаблены. Сасанидская империя в Персии находилась в состоянии анархии, вызванной длительными войнами с Византией, серьезно подорваны были и позиции самой Византийской империи. Дорога перед арабской экспансией в эти регионы была открыта, как в военно-политическом, так и в духовном плане.
Мотивы вторжений после смерти Мухаммеда поначалу были чисто религиозными. С их помощью надеялись сцементировать общину и укрепить все еще слабую верность кочевников новой религии.
Арабские завоевания влекли за собой массовое переселение в обжитые земли. Походы оказались на редкость успешными, и арабы относили это на счет божьей помощи.
Завоевание Ирака Халидом Ибн аль-Валидом, который ктому времени успел отличиться в войнах с вероотступниками, началось в конце 633. В том же году отряды арабской конницы двинулись в Южную Сирию. К 636 г., через четыре года после смерти пророка, арабы выиграли решающую битву на р. Ярмук, победив войска византийского императора Ираклия. Понимая, что у них не хватит сил, чтобы удержать сирийские провинции, византийцы отошли на территорию Малой Азии.
Теперь арабы могли бросить все силы на Ирак. Персидская столица Ктесцфон, расположенная на р. Тигр, была захвачена в июне 637 г., и завоеватели взяли фантастическую по своим объемам добычу. В 641 г. арабская армия овладела Египтом, богатейшей провинцией Византийской империи.
Завоевав Египет, мусульмане получили крупный морской порт и верфи в Александрии, а также важный источник доходов и зерна. Теперь был открыт путь для экспансии на запад в Северную Африку и на юг в Верхний Египет и христианское царство Нубию.
Халифат Абу Бакра продлился всего два года, но в этот период завоевания шли полным ходом. Верный памяти пророка, он стремился доказать, что по праву носит титул «преемник посланника Бога». В качестве собственного преемника он назначил с согласия общины одного из первых обращенных в ислам мекканцев — энергичного Омара Ибн аль-Хаттаба (правил в 634—644 гг.), которому был обязан своим избранием и который являлся его ближайшим советником. Омар прибавил к своим титулам новый — «повелитель верующих».
Омара убил перс-невольник. Умирая, он назначил шестерых наиболее способных из сподвижников Мухаммеда, чтобы они выбрали преемника. Они же были и основными претендентами на пост Халифа. Наиболее популярны были две кандидатуры — Али, зять пророка, и Осман Ибн Аффан (правил в 644—656 гг.), представитель старой курейшитской аристократии. Очевидно, остальные четверо решили голосовать за Османа, потому что он был более слабым политиком и потому казался им более покладистым претендентом. Сторонники Али (шииты) с горечью называли это собрание «заговором», целью которого было отнять власть у семьи пророка.
На одиннадцатом году правления Османа против него выступили войска, расквартированные в Куфе, и сместили назначенного им губернатора. Оппозиция ширилась. Когда в 656 г. повстанцы осадили дворец Османа в Медине, число его сторонников начало катастрофически таять. Несмотря на осаду, он отказывался уйти «с должности, данной ему Богом». В конце концов группа его противников во главе с сыном Абу Бакра прорвалась в дом и изрубила 82—летнего халифа, который вышел им навстречу с Кораном в руках.
Восставшие поспешили провозгласить Али халифом (правил в 656—661 гг.). Но вскоре третейский суд объявил Али низложенным, что было подстроено сторонниками Муавии (близкого родственника Османа), которого и «избрали» халифом. Обе стороны стали готовиться к войне. Умелое правление и тонкая дипломатия Муавии завоевывали ему провинцию за провинцией, пока Али с самыми близкими сторонниками не оказался изолированным в своей столице Куфе. На 40 г. хиджры (661 гг.), во время молитвы в мечети Али был смертельно ранен хариджитом и через два дня скончался.
Муавия некоторое время платил дань византийцам зато, что они, заключив перемирие, позволили ему расправиться с Али, позже он возобновил ежегодные набеги на территорию Византии. В 669 г. он направил армию под командованием Язида, которая победным маршем прошла через всю Анатолию и остановилась перед тройными стенами столицы империи Константинополя. Этот поход был составной частью плана Муавии по усилению престижа Язида среди Омейядов в преддверии решения вопроса о наследовании. Однако энергичный византийский император Константин IV сумел снять осаду.
Муавия нападал на Византию не только с суши. Созданный им флот успешно соперничал с византийским за господство в Средиземноморье. Мусульманский флот был творением рук Муавии, когда он еще был наместником Сирии при Османе. В 649 г. Муавия захватил Кипр, а в 652 г. разгромил византийский флоту Александрии. В 655 г. арабы почти полностью уничтожили византийский флот в морском сражении у берегов Ликии. Арабский флот начал выходить и в западное Средиземноморье, совершая набеги на Сицилию, где арабы несколько раз опустошали Сиракузы (652, 689 гг.) и грабили Родос (654, 672, 717 гг.) и Крит (674 гг.).
В эпоху ослабления власти халифов и произвола их гвардии враждебные Багдаду династии наследственных эмиров подчинили своей власти целые провинции и отказывались повиноваться столице. В Ираке опустела казна, и тюркские стражи разграбили халифские дворцы. На северных границах халифата все более стал чувствоваться нажим византийцев, а в Нижнем Ираке, то затухая, то разгораясь с новой силой, шла война халифских войск с негритянскими повстанцами (зинджами), основавшими свое «государство в государстве» и успешно воевавших против Багдада (869-863 гг.).
Завоевания привели арабов к необходимости перестроить систему государственного управления. При Омаре побежденные евреи и христиане принуждались к выплате дани, но могли сохранять свои обычаи и религию, а также свое имущество в тех районах, где подчинение носило мирный характер.
Категория: Средние века | Добавил: Учитель (21.09.2009)
Просмотров: 4644 | Рейтинг: 3.1/13