Главная » Статьи » Обществознание » Социология

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокуп­ность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они пред­полагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятельностью человека: его ощу­щение, созерцание, понимание, воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгля­ды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а имен­но на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, стра­шится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармо­нии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение — это целостное представ­ление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

КАКИМ БЫВАЕТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Распространено выделение следующих типов мировоз­зрения:

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практиче­ской деятельности,  поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Обыденное ми­ровоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — в этом его сила. Но оно мало использует опыт дру­гих людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного созна­ния как элемента мировой культуры — в этом его слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко.

Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой ко­торого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других. Напомним, в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспита­ние у него определенного образа жизни, на спасение души. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение про­блем, связанных с духовными потребностями человека, стрем­ление дать человеку веру в возможность достижения поставлен­ных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения являют­ся иногда проявляющаяся не­примиримость к другим жизнен­ным позициям, недостаточное внимание к. достижениям науки, а подчас их игнорирование.

Научное мировоззрение постоянно опирается на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги до­стижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. К достоинствам научного мировоззрения отнесем его прочную обоснованность достиже­ниями науки, реаль­ность содержащихся в нем целей и идеалов, органическую связь с производственной и соци­альной практи­ческой деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не занял в нем преобладающего места. Чело­век, человечество, человечность — это поистине глобальная про­блема настоящего и будущего.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий харак­тер, может стать решающим об­лагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тог­да их главной чертой станет гуманистическая направленность.

Такая направленность ставит во главу угла воззрений и деятельности высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. С их позиций человек рассматривается как часть об­ще­ства и природы. В число высших ценностей, кроме общечело­веческих, включаются ценности и общенациональные (примени­тельно к нашей стране общероссийские), этнокультурные (т. е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие об­разования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, непри­косновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности лю­дей?

Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и це­ли для всей его практической и теоретической деятельнос­ти. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую серд­цевину   позволяет   людям   понять,    как   лучше   достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоз­зрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

В научных трудах отмечается, что через всю историю философии проходит мысль о трех основных аспектах духовной жизни человека. Немецкий философ Л. Фейербах назвал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания — «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки — состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовский, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое — в лучшем случае умственная игра или приятные мечтания, а в худшем — мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом».

В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности». 

Категория: Социология | Добавил: Учитель (16.11.2011)
Просмотров: 13812 | Рейтинг: 4.0/5