Главная » Статьи » Обществознание » Социология

Культура
    Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распрост­раненными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
     — Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
     — Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
     — Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
     Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию че­ловечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, ре­лигии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал чело­век, а природа — то, что существует независимо от него.
     На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно опреде­лить как исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.
     В связи с существованием двух типов деятельности — ма­териальной и духовной — можно выделить две основные сфе­ры существования и развития культуры. 
     Материальная культура - Связана с производством и освоением предметов и яв­лений материального мира, с изменением физической природы человека: матери­ально-технические средст­ва труда, коммуникация, культурно-бытовые соору­жения, производственный опыт, умения, навыки лю­дей и др.
     Духовная культура - Совокупность духовных ценностей и творческой де­ятельности по их производ­ству, освоению и примене­нию: наука, искусство, ре­лигия, мораль, политика, право и др.
     Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей, тем не менее, полагают, что оно все же существует.
     Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура.
 
Типология культуры
Связь с религией - Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность - Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность - Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества - Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад  - Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности - Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией - Сельская и городская культуры
Специализация - Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории - Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
 
Основные формы культуры
Элитарная -
Создается при­вилегированной частью общест­ва, либо по ее за­казу профессио­нальными творцами
Народная - Создается ано­нимными твор­цами, не имею­щими профес­сиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы) Массовая - Понятие, используе­мое для характерис­тики современного культурного произ­водства и потребле­ния (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия клас­сов, наций, уровня материального со­стояния, стандар­тизация культуры)

Разновидности
Субкультура - Часть общей культуры, сис­тема ценностей, присущих определенной группе (половоз­растные: женская, детская, молодежная и др.; профессио­нальные: научное сообщест­во, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитае­мым занятиям в свободное время); религиозные; эт­нические; криминальная)
Контркультура - Оппозиция и альтернати­ва по отношению к гос­подствующей в обществе культуре (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
• Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени
• Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке
• Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству
 
Негативное
• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»
• Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей
• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.)
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения
     Критерием наличия и сформированности субкультуры яв­ляется совокупность всех ее параметров.
Составляющие и признаки субкультуры: знание (карти­на мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жиз­ни; социальные институты как системы норм; навыки, уме­ния, способы осуществления, методы; социальные роли и ста­тусы; потребности и склонности.           
     Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
     Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

Категория: Социология | Добавил: Учитель (04.10.2010)
Просмотров: 17316 | Рейтинг: 4.1/10