Главная » Статьи » Обществознание » Социология

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности.

1) Мышление и его приемы.
2) Деятельность. Структура деятельности.
3) Способность человека к творчеству.

1) Мышление и его приемы.
Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.
Посредством мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление — это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
Мышление — всегда активный процесс: объект как бы предъявляется сознанию. Мышление всегда протекает на уровне осознанного, т. е. является процессом осознаваемым.
Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить как бы совокупность названий того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез. Синтез, таким образом, есть мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
Важнейший прием мышления — сравнение. Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо сопоставить его с другими предметами, выявить сходство или различие между ними. Следовательно, сравнение есть установление сходства или различия предметов.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. главных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Основными формами мышления являются вышеназванные понятия, а также суждения и умозаключения.
Уточним, что понятие — это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Если представление — образ предмета, то понятие — это мысль о предмете. С помощью понятий человек проникает в такие стороны познаваемого предмета, какие недоступны ощущениям, восприятиям и представлениям. Так, человек не в состоянии воспринять скорость света, процессы, происходящие в мозгу. Но он может отразить эти явления с помощью понятий, которые существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде суждений.
Суждение — это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. В речи суждения выражаются в виде предложений. Например, «Волга впадает в Каспийское море».
Умозаключение – это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение. Типичное умозаключение: все металлы проводят электричество; медь – металл; следовательно, медь проводит электричество.

2) Деятельность. Структура человеческой деятельности.
В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования. В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.
Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.
Следующие отличие человека от животных заключается в том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем. Многие из первых человеческих популяций погибали, выживали лишь те, которым удавалось выработать новый небиологический способ организации своего бытия. Условием выживания стала необходимость постоянного изменения способов поведения, форм деятельности, установок психики.
Человек самостоятельно и прижизненно должен был выработать программы своей деятельности, отобрать оптимальные варианты и передать своим потомкам. Следовательно, между человеком и природой вырастает целый ряд опосредствующих звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря человеческой деятельности, биологическое существование становилось одновременно социальным. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности. Таким образом, человек, являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность. Этой новой реальностью является мир человеческой культуры и общественных отношений.
Человеческая деятельность:
Во-первых: предполагает активность, которая связана с движением, взаимодействием различных предметов (объектов). Активность, в зависимости от форм движения бывает механической, физической, биологической, социальной и т.д.
Во-вторых – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Человеческая деятельность преобразует мир, улучшает его, но нередко и портит.

Структура деятельности
Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.
Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.
Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.
В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.
Цель — субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.
Целенаправленность деятельности становится возможной благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.
Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.
Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела.
Средства труда — это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.
Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним.
Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом..
Мотив — побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Виды деятельности
Можно выделить различные классификации видов человеческой деятельности.
В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд.
Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Так, например, в процессе игры ребенок осваивает различные социальные роли, приобретает навык поведения в социальной среде и т. д. (воспитательное значение игры отмечал еще Аристотель, который считал, что учить следует развлекая).
Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда. На протяжении всей своей истории человек совершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь от каменного топора до современных суперкомпьютеров.
Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.
Материальная (практическая) деятельность связана с созданием материальных ценностей – вещей, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
Духовная культура связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Материальными носителями этих ценностей являются книги, картины, различные произведения искусства и культуры и т.д.
Один из необходимых видов общественной деятельности - это социальная деятельность, или деятельность по обслуживанию людей (сферы обучения, воспитания, здравоохранения).

Классификация видов деятельности

I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру:а) практическая (направлена на преобразование реальных объ¬ектов природы и общества);
б) духовная (связана с изменением сознания людей).
II. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:
а) прогрессивная деятельность;
б) реакционная деятельность;
в) созидательная деятельность;
г) разрушительная деятельность.
III. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам:
а) законная,
б) незаконная,
в) моральная,
г) аморальная.
IV. В зависимости от социальных форм объединения людей:
а) коллективная,
б) массовая,
в) индивидуальная.
V. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления:
а) однообразная, шаблонная, монотонная деятельность;
б) инновационная;
в) изобретательская, творческая.
VI. В зависимости от общественных сфер:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная (культурная).
VII. В соответствии с процессом становления личности:
а) игровая деятельность;
б) учение;
в) труд.
VIII. В зависимости от особенностей проявления:
а) внутренняя деятельность (происходит посредством умственных действий);
б) внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами).

Задание. Объясните каждую классификацию, обоснуйте, приведите примеры.

Структура трудовой деятельности:
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;
2) предметы труда - те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры:
а) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
б) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;
в) уровень разделения труда - распределение производственных функций между участниками трудового процесса.

Общие требования к участникам трудовой деятельности:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.

3) Способность к творчеству
Творческие способности человека проявляются на основе его познавательных способностей. Но если познание субъекта есть отражение объективной действительности, т. е. движение от объекта к субъекту, то творчество, по преимуществу, есть движение от субъекта к объекту.
Творчество — это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.
Творчество изучается различными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение — создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности. Название науки происходит от греческого слова «эврика» — «я нашел». Приемы, усиливающие творческие возможности, называются эвристическими.
Творческие способности человек может проявлять в различных видах деятельности: производственно-технической, научной, художественной, изобретательской, политической, воспитательно-педагогической. Наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.
Выявлены общие черты творческого процесса или этапы творчества:
— осознание проблемы, формулировка задачи;
— сбор и изучение информации;
— переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;
— озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать;
— проверка: она может быть логической или экспериментальной:
— оценка новизны найденного решения.
В творческом процессе значительную роль играет интуиция. Судя по воспоминаниям ученых, художников, для творчества важно сочетание логически обработанных знаний и интуитивных догадок. Творческое озарение — это результат работы ума, долгих поисков и освоения уже известного, сравнений, обобщений, рассуждений — всего того, что составляет основу логического мышления.
Активизировать творчество можно путем специальной организации творческой работы. В 30-е гг. XX в, возник метод группового решения проблемы – мозговой штурм. Несколько человек, специалистов одной, смежных или различных областей, собираются для решения какой-либо задачи.

Категория: Социология | Добавил: Учитель (27.07.2009)
Просмотров: 40745 | Рейтинг: 4.2/43