Главная » Статьи » Обществознание » Экономика

Понятие рынка и его субъектов
Рынок — это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами. Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, т. е. всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его сферах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
Основные субъекты рынка — это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают форму юридически оформленных организаций — фирм, корпораций и т. д. (юридических лиц). Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.
Субъекты рынка свободно, опираясь на собственные решения и предпочтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют «контрактами». Контракты — это не только те письменные договоры, которые заключают между собой продавец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса. Например, это купля-продажа, аренда, наем. Поступая на работу, индивид, с точки зрения теории, заключает контракт с работодателем, потому что каждая из сторон обязуется выполнять определенные условия (со стороны работника — выполнение работы определенного качества в течение определенного времени, со стороны работодателя — предоставление условий для работы и оплата труда).
Чем более развита правовая система общества, его культура и традиции, чем разнообразнее организации и учреждения, функционирующие в народном хозяйстве, тем большую долю занимают в контрактах неявно выраженные, подразумеваемые условия и обязательства. Эти условия и обязательства представляют как бы огромную подводную часть айсберга, скрытую от глаз. Например, при приеме на работу обычно не оговаривается, что работник имеет право на оплату дней, пропущенных по болезни, поскольку это право обеспечено общегосударственным законом (например, Трудовым кодексом). Таких примеров можно было бы привести очень много. Поэтому теория утверждает, что отношения между участниками экономического процесса, особенно в развитых обществах, строятся на основе «несовершенно сформулированных контрактов».
Вступая в контракты, субъекты рынка преследуют цель максимизации прибыли, хотя это утверждение несколько упрощенно и поэтому часто подвергается критике современной теорией.
Категория: Экономика | Добавил: Учитель (01.10.2009)
Просмотров: 17773 | Рейтинг: 4.2/19