Главная » Статьи » Обществознание » Экономика

Предложения и виды рыночных структур
Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, т. е. по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.
Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.
Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.
Совершенная конкуренция при множестве продавцов и покупателей на практике встречается не очень часто, например в сфере розничной торговли товарами повседневного спроса. Монополистическая конкуренция отнесена с некоторой степенью условности к той же категории рынка. Хотя круг участников монополистической конкуренции не столь широк по сравнению с конкуренцией совершенной, но все же он довольно значителен. И со стороны предложения, и со стороны спроса в рыночном процессе взаимодействует много субъектов, например в производстве одежды.
Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при которой количество фирм-производителей сокращается до двух.
Если это не естественная монополия, то в наше время такая ситуация возникает обычно как временная «монополия различий». Одна фирма в стране или в мире может изготавливать недоступный (например, из-за патентного контроля) другим фирмам товар, пользующийся повышенным спросом. Примером может служить производство некогда модной ткани типа «болонья» фирмой «Дюпон».
Подобное сочетание многих производителей, продавцов с ограниченным числом потребителей распространено не очень широко. Например, дорогие рестораны, ведущие конкурентную борьбу за богатых, избранных клиентов.
Достаточно типичный случай олигополии, характеризуемый наличием нескольких продавцов и покупателей на рынке, широко распространен в сфере сбыта товаров производственного назначения.
Сочетание на рынке множества продавцов с одним покупателем представляет скорее теоретическую ситуацию. Термин «монопсония» определяет господство на рынке единственного покупателя, имеющего в силу этого возможность диктовать цены рынку. К примеру, знаменитая фирма «Де Бирс» диктует условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Такая ситуация может складываться на рынке труда. Гипотетический пример — работа многих фермеров на единственную государственную организацию, осуществляющую скупку, переработку и экспорт мясомолочной продукции.
На практике рынок нескольких продавцов и одного покупателя встречается не так уж редко, например при выполнении машиностроительными фирмами военных заказов, т. е. работа на казну.
Рынок одного продавца и одного покупателя — в основном теоретический вариант. Примером могут быть случаи разовых поставок уникального оборудования по индивидуальному заказу.
Категория: Экономика | Добавил: Учитель (09.11.2009)
Просмотров: 3411 | Рейтинг: 2.0/2